На минувшей неделе государственный инспектор службы охраны природного парка «Вулканы Камчатки» Андрей Калинов запечатлел редкую в наших краях залетную птицу. По внешним признакам, которые мы могли отметить своим «непрофессионально-любительским» глазом и подтвердить энциклопедическими источниками, этот представитель авифауны – молодой белоголовый орлан. Однако небольшие сомнения все же оставались. Да и как тут не сомневаться – последний раз белоголового орлана встречали на полуострове в конце 1990-х в долине реки Камчатка. С тех пор подтвержденной документально информации о встрече с ним не было. Поэтому можно с уверенностью сказать, что этот случай в некоторой степени уникален.
Чтобы убедиться в том, что залетная птица действительно тот самый краснокнижный белоголовый орлан, который обитает только на просторах Северной Америки и последний раз залетал на территорию нашего полуострова почти два десятилетия назад, мы обратились к известному на Камчатке ученому в области орнитологии Евгению Георгиевичу Лобкову. Евгений Георгиевич - доктор биологических наук, Заслуженный эколог Российской Федерации, профессор Камчатского государственного технического университета.
«Уже сейчас, глядя на полученные фотоснимки, я могу сказать с уверенностью процентов на 80-85, что это действительно белоголовый орлан», – начал наш разговор Евгений Георгиевич. – «Если бы он показал основание хвоста, какие перья покрывают его сверху и снизу, то все сомнения разом иссякли. Поэтому, чтобы окончательно определить вид птицы, мне нужно обратиться к американским научным источникам. Но и сейчас, на основе сделанных снимков, можно говорить о многом».
По словам Евгения Лобкова, судя по пестрому оперению, запечатленная на фото птица могла быть молодым белоголовым орланом или стареющим (ученые еще называют его «седым») орланом-белохвостом, встречи с которым на полуострове не вызывают удивления. Следовало найти отличительные видовые признаки, по которым можно с точностью охарактеризовать рассматриваемого представителя авифауны как белоголового орлана.
В мире орнитологии специалисты обращают внимание на каждую деталь во внешнем облике птиц. Часто такие детали (даже самые мелкие и для нас, казалось бы, незначительные) могут существенно сказаться на определении вида. Именно на них и предложил остановиться ученый.
«Как выглядит взрослый белоголовый орлан? У него ярко белая голова, темно-бурая окраска тела и желтый клюв. Такое оперение он принимает ближе к шести годам». – Евгений Лобков показывает иллюстрации в научном издании. – «У нашего орлана голова не ярко белая, здесь явные бурые пестрины, тело тоже пестрое, а клюв начинает желтеть. Значит, перед нами точно не взрослый белоголовый орлан. У молодых особей этого вида голова и клюв черные. Скорее всего, если эта птица – белоголовый орлан, сейчас она на последнем этапе линьки и перехода ко взрослому половозрелому наряду. Зная возраст, в котором обычно происходит этот переход, я могу предположить, что эта птица на четвертом году жизни».
Еще одна важная деталь на снимке: черное перо на белом хвосте. У взрослого орлана (будь он белохвостым, белоголовым или белоплечим) хвосты исключительно белого цвета, без каких-либо темных отметин. «Другое дело – молодые особи. У них может быть все, что угодно: и широкие, и узкие, и мраморные узоры», – отмечает Евгений Георгиевич.
Значит, рассматриваемая птица еще молода и находится явно не в своем окончательном взрослом наряде. (К слову, «окончательный наряд» - выражение хитрое. К примеру, белоплечие, как впрочем, и белоголовые орланы, характерный для своего вида наряд принимают уже на четвертом году жизни и уже такими остаются в дальнейшем, при этом в течение нескольких лет рисунок может немного дополняться деталями, формируя окончательный образ).
«Белёсая голова свойственна старым белохвостым орланам. Однако у него никогда не будет пестрых отметин как на голове, так и на хвосте, что мы наблюдаем в нашем случае. Подчеркну, «пестрины» не характерны для старого белохвоста, он седеет равномерно. Поэтому версия, что перед нами – белохвост, отпадает. Важные видовые признаки указывают на белоголового орлана. Единственное, он еще не созрел для своего окончательного яркого наряда», - объясняет ученый-биолог.
Еще одними аргументами в пользу белоголового орлана служат переходы от белого к бурому цвету в области воротничка (так называемая манжетка). У белохвоста манжетка выражена узорчато: белые перья острыми треугольными основаниями располагаются на шее, получается своеобразная зигзагообразная линия перехода. А у белоголового орлана эта граница более четкая и ровная – это же видно на фотоснимке.
Размер тоже имеет значение: известно, что белоголовый орлан выглядит меньше по отношению к своим пернатым собратьям – белохвосту и белоплечему орлану. По словам государственного инспектора природного парка «Вулканы Камчатки» Андрея Калинова, который и стал очевидцем столь уникального события, размер этой птицы примерно на 1/5 часть меньше размера белоплечего орлана. На фотоснимках ученый-биолог отмечает и мелкий клюв птицы. По словам Евгения Лобкова, он мал даже для белохвоста, не говоря уже о белоплечем, а вот для белоголового «в самый раз». Эти важные сведения позволяют еще раз убедиться в том, что перед нами действительно тот самый редкий для полуострова вид орлана.
Обитает белоголовый орлан в Северной Америке - от Аляски до Калифорнии. Ближайшее к Камчатке место гнездования – Алеутские острова. Именно отсюда, скорее всего, и совершались последние известные залеты этих птиц на полуостров в 1994-1998 годах. Предположительно, в долину реки Камчатка группа белоголовых орланов (3-4 особи) залетела со стороны Алеутских островов. В этих местах их скорее привлек хвойный лес, являющийся более привычным биотопом, нежели каменноберезовая тайга, которой нет в Северной Америке. В тот период было задокументировано порядка 8-9 встреч с орланами.
С тех пор достоверных сведений не было, только рассказы очевидцев. «Мы, орнитологи, подходим к таким данным скептически – ведь они не подкреплены фактами, - говорит Евгений Юрьевич. - На рубеже 90-х–2000-х, находясь на Курильском озере, я своими глазами видел белоголового. Но при этом, я не говорю на весь мир об этом – ведь я его не добыл, фотографий нет».
К слову, на период залетов белоголовых орланов на Камчатку в 1990-х годах, приходится рост популяции этого вида в Северной Америке благодаря государственным природоохранным программам, в которые был включен орлан для восстановления его численности. Скорее всего, с ростом численности связан и современный залет нетипичной для нашего полуострова птицы. К тому же, наш регион - самое циклоническое место на планете, поэтому удивляться редким залетам нетипичных видов птиц не стоит.
По версии Евгения Лобкова, орлан залетел в окрестности Петропавловска вместе с чайками. Тихоокеанские чайки прилетели в Авачинскую бухту 20 марта, а спустя неделю стали подниматься вверх по реке и остановились в местах расположения рыбоперерабатывающих предприятий. Видимо, орлан потянулся за ними. Что дальше будет с этой птицей, сложно сказать. Сможет ли он выжить в новых условиях, станет ли размножаться, учитывая, что сегодня он совершенно один – вопрос сложный и зависит от множества факторов (климат, место обитания, особенности фауны и многое другое).
На момент подготовки этой статьи, Евгений Георгиевич закончил работу с западными научными источниками и подтвердил, что наша птица однозначно является белоголовым орланом. Полученные благодаря бдительности сотрудника природного парка фотоматериалы и сведения ученый-биолог планирует использовать в своих исследовательских работах.
Справка
Белоголовый орлан – крупная хищная птица из семейства ястребиных, обитает в Северной Америке. В 1782 году орлан был официально признан национальной птицей США, его изображения появились государственных атрибутах этой страны, а также на логотипах национальных корпораций. В XIX и XX столетиях птица пережила драматический спад численности. Основные причины этого - массовое истребление и хозяйственная деятельность человека. Особенно повлиял используемый на полях мощный химический мутоген, называемый «дустом» (ДДТ). Большое количество этого вредного вещества накапливалось в зверьках и рыбе, которые обитали в местах распространения этого ядохимиката, и, конечно же, в хищниках, которые ими питались. Животные стали умирать раньше положенного срока. Хуже того, у взрослых птиц уменьшилась толщина скорлупы яиц – птенцы не могли появиться на свет, т.к. яйца просто не выдерживали веса взрослой птицы. Численность орланов сократилась до 70 тысяч (до этого популяция оценивалась примерно в 300 тысяч), и остро встал вопрос сохранения вида. Тогда американское общество, помимо отказа от ДДТ, ужесточило контроль за птицей, этот вид был внесен во всевозможные природоохранные списки. Принятые меры оказались действенными - в течение последующих 15 лет в некоторых отдельных популяциях численность поднялась в три-четыре раза, а в целом популяция увеличилась до 100 тысяч.
Мария Марико, специалист по связям с общественностью КГБУ «Природный парк «Вулканы Камчатки»